Кракелюр и материалы для него
Кракелюром (c французского - «трещина») называется техника искусственного состаривания поверхности, которая применяется вместе с декупажем при изготовлении декоративных элементов интерьера, мебели или украшений. Суть метода заключается в том, чтобы покрыть поверхность сетью трещинок – будто краска или лак усохли от времени.
Принцип действия
Поверхность лака (краски) трескается из-за разницы во времени, которое необходимо для высыхания базового состава и внешнего покрытия. В процессе сушки состав для кракелюра вытягивает влагу из нижнего слоя краски, а обезвоженная поверхность ссыхается и покрывается трещинами.
Есть и такие составы, как однокомпонентный фасет, где при нанесении толстым слоем образуются эффектные трещины из-за того, что верхний уровень высыхает быстрее, чем нижний. Чаще всего для искусственного состаривания применяются акриловые краски – на них рассчитано большинство представленных на рынке профильных лаковых покрытий. Бывают и однокомпонентные краски для кракелюра – они в значительной степени теряют объем при высыхании и от этого покрываются трещинками.
Рисунок трещин, их глубина и прочие внешние характеристики зависят не только от лака или краски, но и от технологии нанесения. Как правило, в инструкции указано то, в каком порядке и как следует наносить слои для создания того или иного эффекта.
Важные нюансы
- Один и тот же лак может создавать трещины разной конфигурации и глубины – это зависит от толщины слоя. При работе с вододисперсной краской этот показатель будет зависеть от ее вязкости: чем она жиже, тем слой тоньше и тем мельче кракелюры на поверхности изделия. Слой также может быть неравномерным – тогда трещины в некоторых местах будут крупнее, а в других – мельче; такой эффект может пригодиться для создания «старинной» шкатулки или декорирования мебели.
- В отличие от других видов работы с лакокрасочными материалами для кракелюра не обязательно выдерживать какой-то строгий температурно-влажностный режим просушки. Необязательно также ждать указанное время, можно ускорить процесс посредством фена или даже прямых солнечных лучей – естественно, в тех случаях, когда возможное появление желтизны не испортит работу. Таким образом, появляется возможность не только ускорить процесс, но и смоделировать рисунок трещин.
- Чем более гладкая (в идеале глянцевая) поверхность изделия, тем лучше на ней удастся кракелюр. На шершавой же и матовой поверхности трещинки расползутся неравномерно и слабо.
- Для регулирования количества кракелюров можно использовать дополнительные слои лака: чем их больше, тем больше трещин. Чаще всего этот прием применяют с тонкими слоями, которые быстро сохнут и распадаются на паутинку мелких трещинок.
- Направление трещинам можно задать, если нанести лак широкой кистью мазками в одну сторону. Для однородного рисунка кракелюров используется валик или кусочек губки. Дабы получить сетку из перпендикулярно перекрещивающихся трещин, нужно нанести два слоя в направлении сверху вниз, а затем – слева направо.
- От способа нанесения зависит рисунок и толщина трещин! Вариантов масса – в зависимости от характера декорируемого изделия: малярный валик, широкая кисть, кисти с разной степенью жесткости ворса, поролоновый фетр и так далее. Некоторые мастера-миниатюристы предпочитают наносить лак на небольшие поверхности просто пальцем – так удобнее чувствовать толщину слоя и фактуру.
- Высыхание в естественных условиях и при помощи фена даст в некоторых случаях очень разные результаты, так что для начала желательно поэкспериментировать на поверхности, сходной по составу и обработке с будущим изделием.
- Видимость старинных трещин можно создать с помощью неспециальных вододисперсных лаков и даже клея ПВА. Неожиданное решение: на растрескавшуюся поверхность краски походит толченая на кусочки разного размера яичная скорлупа, равномерно наклеенная на поверхность изделия и покрытая сверху краской или обработанная в технике декупажа.
Не стоит бояться экспериментов! Кракелюр – это творческий процесс, как следствие, необходимо опытным путем освоить несколько технических приемов, чтобы потом с уверенностью приступать к обработке изделия!
Похожие статьи:
Художественные акриловые краски
Акриловые краски вошли художественное искусство сравнительно недавно. Первые из них имели достаточно вязкий состав и ограниченный набор растворяющего вещества, что не давало возможности получить именно тот оттенок при смешивании, который нужен. Краски, связующим веществом которых является акриловая смола, на первых порах считались любительскими. В данный момент многие колеблются при выборе «Масло или акрил?».
Подробнее...Как выбрать аэрограф и компрессор
Те, кто начал заниматься моделированием, скорее всего, придут к необходимости приобрести аэрограф. Это устройство, которое позволяет наносить краску на поверхность методом распыления. Подробнее...
Подбираем оптимальную подарочную упаковку
Не секрет, что все мы любим получать подарки на дни рождения и другие праздники. Специалисты знают, как преподнести тот или иной предмет в Москве, чтобы он выглядел очень привлекательно и заманчиво. Подробнее...
Пигменты, их происхождение, разновидности и свойства
Слово «пигмент» пришло к нам из латинского языка. В оригинале оно звучит как «pigmentum», что в переводе означает «краска». Таким образом, пигменты представляют собой красящие вещества, они могут иметь минеральную или органическую природу, сегодня некоторые из них создаются химическим путем.
Подробнее...