Виды художественной бумаги

Для художника бумага имеет сакральное значение. Ее запах, фактура, разнообразные оттенки, возможность создавать на чистом листе объемное красочное изображение не могут оставить художника равнодушным – не каждый готов променять лист белой бумаги на компьютер или графический планшет. Бумага сроднилась с художником, это послушный и терпеливый инструмент. Видов художественной бумаги так много, что художники работают в самых разных техниках, иногда используя бумагу не только как основу, но и как художественный материал.
Виды художественной бумаги по способу изготовления
Бумагу изготавливают из целлюлозы, макулатуры, старых тряпок и других полуфабрикатов методом очистки, прессования и сушки. Различают бумагу холодного и горячего прессования. Бумага горячего прессования гладкая, холодного прессования – шероховатая. Есть бумага, которая выпускается без отжатия. Такая бумага имеет очень грубую поверхность и подходит, например, для пастели. По типу поверхности художественная бумага бывает зернистая и фактурная. Зернистая бумага делится на мелкозернистую, крупнозернистую, гладкую. Выпускают специальную бумагу для акварели, для пастели, для черчения, для графики.
Бумага для акварели
Когда молодые художники интересуются видами художественной бумаги для гуаши, пастели или иных изобразительных художественных средств, им часто отвечают в магазине художественных товаров, что подойдет бумага для акварели. Что же это за особенная бумага, которая подходит для большинства видов живописи?
Поскольку акварель – это «мокрые» краски, бумага должна выдерживать повышенную влажность, не коробиться, не портить рисунок. По хорошей бумаге краска не растекается, получается естественный перелив из цвета в цвет. Акварельную бумагу делают из целлюлозы, иногда добавляя хлопок. Хлопок способствует тому, что, намокая, бумага держит форму. Хлопку же картина обязана тем, что процесс сушки также проходит «безболезненно» и не наносит вреда рисунку.
Акварельная бумага:
- плотная, шероховатая (у хорошей акварельной бумаги плотность от 300 г/кв. м.);
- с бугристой «цепляющей» поверхностью;
- чистая белая.
Для разных видов акварельной живописи подходят разные виды художественной бумаги. Мелкозернистая – для нежных однослойных рисунков, крупная фактурная бумага – для техники лессировки, крупных мазков. Для акварельной бумаги важна чистота белого цвета, так как именно белый цвет бумаги играет активную роль в прозрачности акварельного рисунка.
На акварельной бумаге редко рисуют, просто держа ее на столе или на мольберте. Бумагу для акварели прикрепляют кнопками к подрамнику, чтобы после увлажнения она держала форму. Бумагу увлажняют мягкой губкой или широкой кистью. Иногда бумагу кладут на специальное увлажняющее приспособление.
Виды художественной бумаги для пастели
Бумага для пастели напоминает по свойствам акварельную бумагу. Она также должна быть плотной, шероховатой, в неё добавляют хлопок для мягкости. Сухая пастель не должна сыпаться с рисунка: гладкая глянцевая бумага, которая так нравится детям, не годится для пастели. Плотность бумаги для пастели может быть ниже – около 160 г/кв. м. Если бумага для акварели должна быть белой, то для пастели, напротив, выпускается много видов художественной цветной бумаги. Также бумага для пастели может отличаться от акварельной размером. Пастелью часто рисуют небольшие работы, поэтому продают пастельную бумагу маленького формата.
Бумага под акриловые и масляные краски
Если исходить из того, что акриловые краски рисуют практически по любой поверхности, можно предположить, что такие краски не будут очень капризными и к бумаге. Действительно, акварельная бумага подходит им, как и многим другим изобразительным художественным средствам. Но есть нюансы. Для живописи акриловыми красками бумагу лучше загрунтовать. Грунтуют ее, как правило, акриловой же белой грунтовкой, за которую потом акриловые краски прекрасно «цепляются». Рисовать по незагрунтованной бумаге тоже можно, но тогда будет больше расход краски. В магазине для художников в Королеве продаются самые разные виды художественной бумаги, среди них есть и специальная загрунтованная бумага под акриловые краски.
Для масляной живописи также требуется подготовленная бумага. Поскольку масло впитывается в бумагу и со временем разрушает ее, бумагу под масляную живопись пропитывают клеем и грунтуют. В качестве грунтовки используют белую масляную краску, акриловую грунтовку, эмаль. Масляными красками обычно пишут по холсту, но некоторые мастера живописи ради достижения определенных художественных эффектов рисуют маслом именно по бумаге.
Бумага… для бумаги
Некоторые художники задаются вопросом: зачем что-то рисовать на бумаге, если она сама по себе прекрасный художественный материал? И делают удивительные вещи из листка белой бумаги. Симон Шуберт «рисует» изгибами. Прогибая бумагу в нужных местах, он добивается цельного рисунка без единого мазка краски. Джефф Нишинака создает из белой бумаги животных и людей, объемные панно, барельефы, вылепливая свои скульптурные композиции из бумаги, как из глины. Ингрид Силиакус специализируется на трехмерных городских пейзажах со сложной композицией и множеством мелких деталей. Так что, кроме традиционного использования различных видов художественной бумаги для оригами и квиллинга, существуют виды «бумажного» творчества, которые даже не имеют пока определенного названия.
Похожие статьи:
Роспись хной в домашних условиях

Женщины восточных стран давно украшают свое тело красивыми узорами из натуральных растительных красок. Русские красавицы недавно открыли для себя этот оригинальный способ украшения и быстро перенесли его из профессиональных салонов домой. Узоры мехенди (искусства росписи хной) лишены грубоватой прямолинейности уличного бодиарта. Роспись хной в домашних условиях превратилась в увлекательное занятие - разновидность своеобразной арт-терапии.
Подробнее...Особенности простых художественных карандашей

Выбор карандаша – один из важнейших подготовительных этапов в занятии живописью. Простые карандаши используются в первую очередь для создания эскизов и набросков, но могут применяться и в качестве основного инструмента в рисовании. Именно от задач, которые ставит перед собой художник, и будут зависеть параметры, которые необходимо учитывать при покупке карандаша. Если мастер планирует выполнять рисунок красками, а карандаш необходим только для первоначальной разметки, то для этих целей самым оптимальным будет использование твердого грифеля. Подробнее...
Хорошая гуашь – наименее капризный материал в мастерской художника

Гуашь – благодатный материал для цветов, пейзажей, натюрмортов, иллюстрации детских книг и сказок. Цветки гуашью получаются как живые за счёт ее матовости, бархатистости, яркости. Пейзажи гуашью также хороши – художнику удается передать свежесть и чистоту красок природы, разнообразие и призрачность ее оттенков в утреннюю и вечернюю пору. Это во многом объясняется тем, что гуашь – водорастворимая краска, она размывается и разбавляется водой до получения нужного оттенка. Подробнее...
Лаки для живописи

Значение лака в живописи трудно переоценить – он подчеркивает тон и цвет красочного слоя, придает картине глянец, выделяет нюансы и фактуру, а также выполняет защитную функцию, уберегая произведение искусства от выцветания и потемнения красок, защищает от влажности и негативного влияния окружающей среды.
Подробнее...