Всё для художников, дизайнеров, архитекторов и творческих людей в Королёве

Дефекты масляной живописи и их исправление

Дефекты масляной живописи и их исправление

Создать действительно красивую, качественную и в художественном плане ценную картину маслом очень трудно. Каждый, кто хоть раз садился к мольберту, знает об этом не понаслышке. Сегодня в распоряжении живописцев имеются самые разные материалы для творчества, качество которых находится на очень высоком уровне. При этом процент возникновения дефектов остается довольно-таки большим. В первую очередь это связано с незнанием простейших правил работы с материалами, техники живописи или с использованием грунтов низкого качества.

Существует ряд наиболее часто возникающих дефектов, о которых следует помнить всем мастерам.

Самые распространенные дефекты

Одним из наиболее распространенных дефектов, которые можно встретить в живописи, является так называемое пожухание. Оно представляет собой ряд видимых глазом изменений, которые происходят в красочном слое – это проявляется потерей картиной изначального блеска, она становится приглушенной и более темной. Данная неприятность является следствием того, что пигмент остается без связующего.

Не менее часто встречающимся дефектом является почернение. Если физико-химические изменения происходят непосредственно в красочном слое, то краски теряют изначальный цвет. Возникающий в результате дефект называют почернением. В некоторых случая возникает пожелтение, которое имеет сходные причины. К изменению цвета приводит нарушение техники рисунка маслом, а также неблагоприятное воздействие внешних факторов.

Кракелюр является довольно-таки серьезным дефектом. Слово «кракелюр», или craquelure, в переводе с французского языка означает трещина. Если живописец использует некачественные грунты, не соблюдает простейших техник рисунка маслом, проявляет небрежность и не следит за условиями окружающей среды, то в живописном слое возникают трещины. Они могут быть жесткими и иметь острые края или мягкими с плывущими контурами. Дефект бывает как поверхностным, так и довольно глубоким.

Такой дефект, как отслоение чаще всего возникает в том случае, если новый слой краски наносят на уже имеющуюся картину. При этом не происходит адгезии между слоями и краска просто-напросто отслаивается.

При нарушении правильной пропорции между связующим и наполнителем краски в пользу пигмента может возникнуть так называемое меление. Есть ряд красок, которые подвержены появлению данного дефекта больше всего. Среди них ультрамарин, сиена, кобальт зеленый и другие. В их состав изначально входит пигмент, который плохо удерживает связующее вещество.

Если по какой-либо причине объем красок уменьшается слишком быстро, происходит сседание или сморщивание красочного слоя. Причин у возникновения этого дефекта довольно много. Например, сседание возникает, если сильно разбавленные краски наносились пастозно или предыдущий слой не успел до конца высохнуть. Некачественное масло, а также неблагоприятные условия окружающей среды могут также привести к порче картины.

Обычно картины покрываются лаками, которые при определенных обстоятельствах могут потерять свою эластичность. В этом случае при растяжении и сжатии, которые практически неизбежны, поверхностный слой идет мелкими трещинками. Их может быть не видно невооруженным глазом. Дефект проявляется помутнением.

В случае если живописец неправильно укрепляет холст и подрамник, может возникнуть деформация, проявляющаяся возникновением как бы волн, которые портят внешний вид картины. Они довольно широкие и часто складками идут от углов к центру. То же самое может произойти, если в помещении слишком влажно или наблюдается высокое колебание температур.

Вмятины встречаются на картинах довольно-таки часто. Они появляются при использовании плохого грунта или в результате механического повреждения. Если холст намочить и попытаться устранить проблему, дефект станет лишь больше.

Предупреждение и исправление дефектов

Конечно, всегда проще предотвратить проблему, нежели с ней бороться. Правило это применимо и к появлению дефектов живописи. В каждом случае нужно выбирать свою тактику. Так, можно попробовать справиться своими силами, а иногда единственный выход – обращение к реставратору.

Чтобы избежать пожухания, рекомендуется очень осторожно использовать растворитель и наносить новую краску на уже полностью просохший красочный слой. Его сперва необходимо обработать особым лаком, который носит название «Ретушь». В краску нужно подмешать уплотнительное масло, его же можно использовать и в целях устранения дефекта. После нанесения масла на картину надо покрыть ее специальным лаком. Точно таким же образом можно избавиться от помутнения.

Полностью убрать почернение невозможно, но есть шанс чуть-чуть сгладить дефект при помощи уплотнительного масла и последующей ретуши лаком. Избавиться от кракелюра самостоятельно тоже нет ни единого шанса. Если картины пошла трещинами, то единственный способ вернуть ей первоначальный или близкий к тому вид, это обратиться за помощью к реставратору.

Предотвратить отслоение довольно-таки просто, а вот бороться с ним не получится. Перед тем как начинать работу, нужно отштукатурить высохший слой, а потом покрыть его «Ретушью». Шероховатая поверхность обладает лучшими адгезивными свойствами.

Чтобы избежать меления, лучше писать картину поверх живописных лаков. Если дефект все равно появился, то велик риск появления трещин, которые создадут еще больше проблем. Борьба с сседанием проста, но заключается исключительно в профилактике. Нужно использовать только качественные материалы и знать технику живописи маслом.

Деформацию можно попробовать убрать, поместив картину в более благоприятные атмосферные условия или немного натянув холст подрамниками, избегая перетягивания. Тем не менее велика вероятность того, что придется идти на «поклон» к реставратору.

Таким образом, видно, что большинство дефектов можно избежать или исправить. Поэтому не стоит отчаиваться и «ставить крест» на картине. Первоначально нужно попробовать все способы справиться с проблемой, а только потом предаваться упадническим настроениям!

Похожие статьи:

Для чего используют разные материалы для лепки?

Для чего используют разные материалы для лепки?

Лепка у многих начинается в детстве – пластилин, с помощью которого отлично развивается мелкая моторика, тесто во время приготовления мамой или бабушкой блюд из него. Не только детям интересно такое занятие – многие взрослые с помощью уже других материалов создают настоящие произведения искусства. Бижутерия и скульптура, сувениры и посуда, объемные картины – все это возможно с помощью подходящей массы для лепки.

Подробнее...

Технологии объемного изображения

Технологии объемного изображения

У американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери в доме будущего - телевизионные стены. Человек, попадая к себе домой, сразу становится персонажем какой-нибудь истории, иллюзия окружает его со всех сторон. Такие стены - дело недалекого будущего, технологии объемного изображения стремительно развиваются. Пока первенство принадлежит созданию объемных изображений на стене акриловыми красками, 3D обоям и наливным полам.

Подробнее...

Чем хороши купели из дерева

Чем хороши купели из дерева

Деревянные купели для бани являют собой бочки разных форм и размеров. Современные производители очень изобретательны и готовы предложить продукцию, ориентированную практически на любого покупателя. Любителям простых решений подойдут простые бочки с подставной лестницей к ним, а вот для поклонников особенного комфорта существует множество купелей, оснащенных подсветкой, гидромассажем, системой подогрева и многим другим. Подробнее...

Текстильный дизайн интерьера и его дополнения

Текстильный дизайн интерьера и его дополнения

Это довольно новая, но уже очень популярная услуга на рынке декора. Текстильный дизайн интерьера представляет собой оформление квартиры, дома или бизнес-заведения различными изделиями из ткани, которые прекрасно между собой гармонируют и создают единую картину.

Подробнее...
Яндекс.Метрика